grihan: (nos)
[personal profile] grihan
по которой я был и остаюсь ГП-скептиком - это отсутствие известных мне научно-популярных книжек по теме (агитку Эл Гора и подобных - не предлагать). По эволюции, например, их хоть штабелями складывай - от Дарвина до Докинза, от Кунина до Маркова. В оппозиции к эволюционистам никого-то особо и нет - фрики всякие упоротые разве что типа Бихи. Максимум где-то кто-то редактора напоит, да гипотезу про универсальный геном опубликует, которую потом 8 раз процитируют лингвисты - но и она собственно не антиэволюционистская особо.

А ГП-то тема погорячее будет, и в оппозиции к ней (как минимум к её алармистской части) люди повесомее встречаются, типа Дайсона и климатологов не один и не два, полагаю. А ведь там столько всего интересного можно написать, там тебе и химия и геология, и океанология, и астрофизика, и палеонтология - шохошь - а уж политики..! Над денайелистами поржать можно всласть, как над креационистами уже давно ржут. Б
абла на продажах срубить, в конце концов. Уж распиарят-то такую книжку сразу и по полной. Популяризаторы, ау!

Date: 2016-04-20 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] yankel.livejournal.com
https://www.youtube.com/watch?v=OwqIy8Ikv-c

Date: 2016-04-20 01:10 am (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Это прекрасно, спасибо. Нечто подобное говорил нам на лекции наш препод по Енвайронментал Кемистри.

Date: 2016-04-20 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
https://www.skepticalscience.com/Richard_Lindzen_quote.htm

Date: 2016-04-20 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Ржу-нимагу

Date: 2016-04-20 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Скептики против скептицизма. Ну-ну.

Date: 2016-04-20 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Интересно, какие еще междометия появятся в комментах к этой ссылке.

Date: 2016-04-20 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Както очень слабо. Причем с обоих сторон. Полагаю также, что чтото может быть из контекста вырвано.

Date: 2016-04-20 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Там в правой колонке ссылки на полноразмерные статьи. Вы их все прочитали и они показались вам слабыми?

Date: 2016-04-20 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Нет, я не заметил что там ссылки. Читал с телефона. Потом почитаю.

Date: 2016-04-20 02:36 am (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Отсутствие книжек на эту тему объяснить довольно легко - если про эволюцию можно рассказывать часами, то с ГП, в том, что касается фактов из реального мира, все намного проще: либо греется, либо не греется. Остальное - это обсуждение методологии измерения температуры и климатических моделей. Как именно должно выглядеть структурированное изложение этих дискуссий - довольно трудно представить. Тут проще сразу перейти к научной литературе, если есть соответствующий интерес.

Впрочем, есть такой сайт:
www.skepticalscience.com

Вот там очень много всего интересного. И по каждой теме есть разные уровни детальности объяснения: "Basic", "Intermediate", "Advanced".
Edited Date: 2016-04-20 02:37 am (UTC)

Date: 2016-04-20 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
в том, что касается фактов из реального мира, все намного проще: либо греется, либо не греется.

К сожалению, это не так. Методология измерения температур в прошлом весьма не тривиальна и является предметом споров - см. Клюшка, Манна

Хуже того - даже метереологические измерения XX века обладали точностью сравнимой с предполагаемым эффектом.

Date: 2016-04-20 04:04 am (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Такое впечатление, что вы мой коммент по диагонали просмотрели. Я как раз и говорю, что обсуждение методологии измерений является предметом долгих споров.

Но в книжках по теории эволюции не пишут подробно о методологии секвенирования ДНК или морфологического анализа ископаемых. Там пишут о результатах научных исследований, а не о методологии. А в климатологии конечный резльтат только один - либо греется, либо не греется. Все остальное - это методология и параметры моделей.

Date: 2016-04-20 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Как известно, креационисты обожают нападать на методики датировки, в частности, на методики датировки радиоактивным распадом. Популярная книжка по эволюции, не объясняющая почему эти нападки вздорны, навряд ли будет убедительна.
Теорию антропогенного потепления можно доказывать двумя способами - путем проективной вычислительной модели и путем реконструкции климата. Во втором случая необходимо продемонстрировать экстраординарность потепления XX века, а для этого, в свою очередь, необходима достоверная реконструкция климата прошлого, как недавнего так и более древнего. А с этим делом у климатологов все плохо, поэтому ---.

Date: 2016-04-20 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Да, в книжке по ТЭ можно посвятить страничку или две методам радиоизотопной датировки. Но помимо этого на читателя можно вывалить кучу фактов. А какие факты есть в климатологии, помимо бесконечных графиков колебаний того-сего? Т.е. я не говорю, что книжку об АГП в принципе невозможно написать - просто вряд ли она станет очень увлекательным чтением.

Date: 2016-04-20 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Т.е. я не говорю, что книжку об АГП в принципе невозможно написать - просто вряд ли она станет очень увлекательным чтением.

Если бы такую книжку можно было бы написать, она была бы очень увлекательным чтением - поскольку политика АГП куда как критичнее политики эволюции. Но поскольку с фактами в климатологии АГП все довольно напряжно, то такой книжки нет, а есть одни истерики и апелляции к авторитету.
Опять же - эволюционная теория перекрестным образом подтвеждается независимыми наблюдениями, в отличие от.

Date: 2016-04-20 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Книжка о теории эволюции - это изложение истории жизни на Земле.

Книжка о потеплении - это обоснование расчета производной от температуры по концентрации углекислого газа.

Не имеет значения, какая теория лучше обоснована, и какая имеет большее политическое значение. Вторая книжка в любом случае не может быть столь же интересна для массового читателя, что и первая.

Date: 2016-04-20 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Книжка о теории эволюции - это изложение истории жизни на Земле.

Не уверен в этом утверждении - историю жизни на Земле вполне можно излагать исходя из какого-нибудь извода ламаркизма или вовсе умного дизайна. Поэтому книжка о теории эволюции все же рассказывает о теории эволюции, а не о истории жизни на Земле - реконструкция истории жизни на Земле в книжке по теории эволюции будет одним из наблюдений, подтверждающих теорию эволюции.

Вторая книжка в любом случае не может быть столь же интересна для массового читателя, что и первая.

Политическое значение теории эволюции это прокси культурной войны; политическое значение гипотезы антропогенного потепление это прокси культурной войны плюс счет за электричество и цена транспорта. Как-то мне кажется что второе важнее первого.

Date: 2016-04-20 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Я не спорю, что второе важнее первого, я говорю, что книжка очень скучной получится.

Date: 2016-04-20 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Ну не знаю - книжка которая бы объясняла почему климатический алармизм это не мошенничество, мне была бы очень интересной.

Date: 2016-04-20 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
А какие факты есть в климатологии, помимо бесконечных графиков колебаний того-сего?

О!

Date: 2016-04-20 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Книжка может быть ультраинтересной. Начать надо с истории вопроса, потом немного базисной физхимии про парниковый эффект и про эксперименты в аквариумах или типа того (были же такие наверняка). Потом палеонтология - этож всем интересно! Климат миллионы лет назад вс. концентрация со2 тогда же, как это определяют итд. После этого про разные источники парниковых газов - вулканизьм и другие природные выбросы, как меряют, как меряют концентрацию в атмосфере, в океане, про равновесие карбонат-бикарбонат. Потом еще про океаны и про лед: как меряют уровень моря, уровень льда, почему на южном полюсе растет площадь, какая там плотность и как ее меряют, влияние ветров. Потом можно про солнечную активность главу захерачить, потом про недра и тамошнюю химию. Походу можно и нужно отвечать на вопросы, которые поднимают скептики, концентрируясь на умных по возможности (хотя и над тупыми можно поржать). И только потом можно про эффекты, про которые вопят алармисты, что всем пиздец итд. Вкратце.

Date: 2016-04-20 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Ну, тогда это будет просто книжка по климатологии, в которой одна глава будет посвящена АГП.

А вот чтобы собрать в одном месте всю совокупность аргументов, возражений и контрвозражений по всем аспектам АГП, лучше создать электронную энциклопедию.

У всякой книжки, даже научно-популярной, предназначенной для чтения от первой страницы до последней - т.е. не являющейся справочником, энциклопедией или сборником статей, должен быть структурированный нарратив. В вопросе о том, насколько изменится температура с ростом СО2, такого нарратива не просматривается - или же он должен быть посвящен деталям, не интересными для неспециалиста. Вам-то, может быть, эти детали будут интересны. Но массовому читателю - вряд ли.
Edited Date: 2016-04-20 01:46 pm (UTC)

Date: 2016-04-20 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Вот именно такая книжка и нужна. Как книжка по эволюции, в которой одна глава посвящена эволюции человека. Иначе фигня получится.

Я кажется именно такой нарратив вкратце в комментарии и изложил.

Детали очень интересны. Если вы чиитали Маркова, не говоря уж о Кунине, там полно деталей и популярных разборов научных статей как на Элементы ру.
Edited Date: 2016-04-20 03:18 pm (UTC)

Date: 2016-04-20 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Про эволюцию человека можно и отдельную книжку написать. Назвать ее "The Descent of Man" или еще как-нибудь.

Date: 2016-04-20 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Такие есть. Мне они не очень интересны. Вот как у Маркова, в качестве продолжения Рождения Сложности - хорошо получилось (и то не без натяжек в последнем томе трилогии)

Date: 2016-04-20 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
>>Мне они не очень интересны.

Так вот представьте себе книжку об эволюции человека, которая будет посвящена одному-единственному вопросу: сколько миллионов лет отделяют человека и шимпанзе от их общего предка: два или десять. И большая часть книжки состоит в обсуждении процедур калибровки масс-спектрометров и настройки программ построения филогенетических деревьев. Наверняка такая книжка будет еще менее интересна?

Date: 2016-04-20 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
В самом первом коменте этой ветки я написал что стоит включить в такую книгу.

Date: 2016-04-20 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Так я согласен с тем, что книжка по климатологии в целом может выйти интересной.

Date: 2016-04-20 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Никакая другая лично мне на первом этапе и не нужна

Date: 2016-04-20 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Неужели ничего такого нет? Странно.

Date: 2016-04-20 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Я спрашивал как-то у [livejournal.com profile] profpr, он кинул пару имен, но я тогда ничего доступного не нашел, помнится. И вроде там было совсем не то, чего мне хотелось бы.

Date: 2017-02-26 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Вот, попробуйте:
https://www.amazon.com/How-Build-Habitable-Planet-Humankind-ebook/dp/B009GDH1NQ/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1488130546&sr=1-1&keywords=how+to+build+a+habitable+planet

Date: 2017-02-26 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Спасибо. Только не понятно какого она года. :)

Date: 2017-02-26 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Точно не знаю. То издание, которое читал я было примерно 90-го, написано одним Wally и вдвое тоньше. Можно предположить, что Чарли дописал свои главы относительно недавно. На сайте можно найти:

Honorable Mention for the 2012 Award for Best Professional/Scholarly Book in Earth Sciences, Association of American Publishers

Date: 2016-04-20 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com
Кунина книга нельзя сказать, чтобы популярная.

Date: 2016-04-20 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Про климат такого уровня была бы очень кстати.

Date: 2016-04-20 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com
С каких пор Дарвин стал научпопом?

Date: 2016-04-20 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com
Читали.

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 21st, 2026 11:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios