Dan Nocera

Oct. 18th, 2011 09:17 pm
grihan: (Default)
[personal profile] grihan


Побывал сегодня на лекции (первой из трёх) сурового мужика  из MIT с полностью отсутствующей политкорректностью, одного из наиболее активных популяризаторов науки в штатах, продвигателя концепции персональной энергии. На ТЕДе его нет (по его словам - ненавидит он этих клоунов), зато полно на ютюбе.

Основные пойнты (и без того в основном известные, но всё равно прикольно):

1. Нефти, газа и угля на земле до херищща, цена будет расти, но недостатка не будет.
2. Глобальное потепление есть (ура!)
3. Эл Гор мудак и идиот (почти этими словами), как и другие политики, сующие свой нос в науку.
4. На съезде климатологов гражданских инженеров в 1890-м (кажется) году, все были уверены, что большие города к 1950 году окажутся сплошь завалены конским навозом
5. Вот такую штуку они сделали, вах! Опускают пластинку в воду, светят солнышком. С одной стороны выделяется кислород, а с другой - водород. Безо всякого (внешнего) электричества. Переплюнул-таки Мильштейна.


Вопросы про фильм пока не принимаются - детали он расскажет послезавтра. Статья в Science уже принята.

Продолжение: http://grihanm.livejournal.com/288160.html

Date: 2011-10-19 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] amir-khabib.livejournal.com
отличные пункты. мужик, чувствуется, умен. про мембранку в воде держи меня в курсе:-))

Date: 2011-10-19 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
У станга его бывший пиэйчди - Тим - можешь у него тож подробности узнать

Date: 2011-10-19 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] golanar.livejournal.com
Начало решения проблемы "зелёной" дешёвой энергии ?

Date: 2011-10-19 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
That's what the guy claims :)

Date: 2011-10-19 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
Че-то не верится в реальную эффективность этого процесса. Но если да - это-ж революция получится...

Date: 2011-10-19 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
"революция получится..."

Он это называет "смена парадигмы". Когда инженеры в 1890-ом рассуждали о навозе, двигатель был уже изобретён :)

Штука вроде достаточно дешёвая - драгоценных металлов он не использует (кажется только кобальт, никель, молибден, цинк и ессно кремний). Но вообще первая лекция была для чайников, сегодня и завтра будут лекции для химиков - там-то мы и узнаем за все недостатки.

Date: 2011-10-19 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
А где лекцию для чайников можно посмотреть?

Date: 2011-10-19 11:53 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Именно эту думаю нигде - есть в ютюбе отдельные части. + он по телеку много выступал, CNN, ABC, Discovery etc.

Но вообще-то если хочешь хороший научпоп - www.ted.com

Date: 2011-10-20 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Она и так получится, если не сейчас, то когда термоядерный синтез допилят.
Собственно гибридные fusion-fission реакторы уже можно было бы массово запускать, если бы не радиофобия и страхи за распространение яд. оружия.

Вот подождите, Иран бомбу построит и можно будет уже не опасаться - хуже не будет.

Date: 2011-10-20 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
его уже лет 50 "щас допилят"... А воз и ныне там.

Date: 2011-10-20 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Утверждение сие проистекает, мягко говоря, из невежества.

Date: 2011-10-20 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
Лет 40-50 уже говорят что термояд будет готов к промышленному применению в течении 20 лет.

Во-первых, предлагаю не грубить. Можн выразить свою мысль в более вежливой форме.

Во-вторых, раз вы считаете меня невежей, а себя - светочем знаний - просветите меня, расскажите о работающем и дающем промышленно применимый избыток энергии термоядерном реакторе...
(deleted comment)

Date: 2011-10-20 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Жучара - не надо срацца плизз - это мой хороший друг в реале, наукой не занимается, ему можно быть не в курсе

Date: 2011-10-20 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Все, не буду, я думал это случайный хмырь.

Date: 2011-10-20 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
"и эти люди запрещают мне ковыряться в носу"

Вы передергиваете мое высказывание. Я не говорил, что прогресса нет, я говорил что промышленного термоядя как не было, так и нет. Условно говоря, его обещали через 20 лет в 60-х, и в 90-х и т.п. Ссылок на обещания искать не буду - это же просто иллюстрация, смысл в том что промышленных реакторов нет и в ближайшее время не предвидится. Если что-то изменилось и промышленный термояд на подходе - просветите меня, сделайте одолжение.

Ну и о деталях:
"> расскажите о работающем и дающем промышленно
Это называется передергивание - демагогический прием с приписыванием оппоненту заведомо ложного высказывания. "

Вы демонстрируете либо нежелание читать, либо отсутствие логики. Я вам высказываний не приписывал. Вообще никаких. Вы грубовато обвинили меня в невежестве, на что я предложил опровергнуть мое высказывание "а воз и ныне там". С точки зрения практической добычи энергии воз будет не там только если коммерчески выгодный промышленный реактор либо создан, либо вот-вот будет создан (все практические проблемы решены). Опровержением моего высказывания может быть только ссылка на такой реактор - в стадии разработки или испытаний. Что я и предложил вам сделать. И предлагаю еще раз.

Если вы не можете - то все продвижения термоядерной физики и на сколько тысячных долей секунды увеличилась стбильная термоядерная реакция - мне, честно говоря, монопенисуальны. Этим пусть ученые занимаются. Мне интересны практические перспективы, а они, насколько я знаю, совершенно те же, то есть никакие и непонятно когда. Если я не прав (был бы рад, кстати) - поправьте меня. Вежливо, если вас не затруднит.

Date: 2011-10-20 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Поскольку Грихан выше говорит, что ты нормальный мужик, беру свои слова обратно. Был немного несдержан :)
Т.е. можешь забыть все, что я сказал, кроме сухих фактов.

Date: 2011-10-20 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
:-) Так мне как раз факты и интересны. Если ты к этой области имеешь отношени - просвети меня по поводы нынешних перспектив, а то по моим представлениям они пока безрадостные.
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
О чем педивикия не говорит...

1. Термоядерный реактор (независимо от выхода полезной энергии) практически неизбежно является источником нейтронов, причем существенно более высокоэнергетических, чем в обычном атомном реакторе.
2. Поэтому их можно использовать для инициации р-ии деления даже в дешевом обедненном уране (изотоп U-238). Поскольку одно деление ядра урана (любого изотопа) выдает намного больше энергии (200 MeV), чем одна реакция синтеза (<20МеV), выстрелившая нейтрон, реактор будет иметь изрядный позитивный баланс даже если ТЯ сам по себе сурово убыточен. Это и есть т.н. гибридный реактор.
3. Нейтроны можно также (и это очень просто) затормозить и использовать для производства плутония из того же самого обедненного урана по реакции U-238 + n --> Pu-239 (А U-238 доступен всем).
4. Из вышеозначенных пунктов следует, что строить гибридные электростанции на ТЯ можно сейчас и можно было еще лет 15-20 назад, как только была достигнута достаточная плотность нейтронного потока. Не дожидаясь позитивного баланса собственно ТЯ.
5. При этом однако очень вероятно и бесповоротно пойдет по пизде принцип нераспространения ЯО. Ибо такой реактор будет просто при помощи технологии уровня автогена и кувалды приспособить для наработки оружейного плутония. (Из дейтерия и U-238, каковые, напомню, есть везде и у всех. )
6. Поэтому на такие проекты наложено суровое табу и, вероятно, не будет снято до тех пор, пока не кончится дешевая нефть с газом.
7. Более того, из ряда перспективных подходов к ТЯ последовательно финансируются наиболее экономически монструозные, т.е. напр. громадные токамаки. Не то, чтобы они не работали, но монументальная конструкция, сравнимая по сложности с БАК никак не станет в ближайшие лет 30 конкурентом обычным атомным реакторам. Даже если к 2018 достигнут 10:1 баланс энергии, как обещают. Поэтому их вряд ли кто будет (и сможет) строить, и особенно те говнюки, кому не положено.
8. Кажущийся застой в ядерной и особенно ТЯ энергетике вызван не столько техническими, сколько политическими причинами. Конкретно, судорожной радиофобией у напуганных Чернобылем баранов внизу и фобией распр-ия ЯО баранов наверху. А также экономическими причинами в виде потока все еще дешевой нефти и газа.
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Звучит чертовски логично, хоть мааааленькая конспирологинка присутствует... Нусера упомянул одним словом ядерную энергетику - грит, что даже если сейчас начнут интенсивно строить везде я.электростанции - всё равно в перспективе от углеводородов отказаться не получится, даже снизить потребление не получится, разве что незначительно.
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Альтернативные концепции ТЯС (Напp. polywell, dense plasma focus) все же финансируются US Navy под офиц. предлогом, что они заинтересованы в компактных реaкторах для ПЛ и авианосцев. Циники же утверждают, что гомеопатическое финансирование ведется главным образом, чтоб соотв. ученые от отчаяния не сбежали в Китай...

Нусера исходит из предпосылок, что:
а.) сохранится рост населения
б.) сохранится рост экономики

Но пластики, конечно, все равно будут делать из УВ.
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
Спасибо за информацию. Напрашиваются следующие выводы:

1. С учетом всего перечисленного перспективы промышленных ТЯ реакторов таки никакие :-) То, что у этого политические мотивы а не научные (даже если это на 100% так) ничего не меняет. Что я и утверждал.

2. Чем гибридный ТЯ реактор полезнее обычного ядерного? Если только тем, что работает на бедном уране и всякой фигне, то нафиг такой нужен: проблема распространения ЯО действительно очень острая. Иран с доктриной 12-го имама (провоцирование жестокой войны запада с исламом ради ускорения прихода махди - мессии) и ядерным оружием - это же кошмар покруче пакистана, который озабочен только паритетом с индией. Может у него есть еще полезные стороны? Может быть неконтролируемая реакция? Расплав? Радиоактивный выброс тепловым взрывом? Если нет большой разницы в безопасноси, то непонятно зачем их строить - это только создаст лишние проблемы.

Я кстати считаю что ядерной энергетике альтернатив нет. В смысле не принимай меня за врага ЯЭ.
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
1. Очень даже какие, если строить их у умеющих подтирать жопу людей, напр. в Европе, Японии, США или Китае. Но не при сегодняшних ценах на нефть и обогащенный уран. На данный момент по сумме политич. и экономич. факторов развитым странам проще идти по линии наименьшего сопротивления - т.е. покупать у арабов нефть. А неразвитые не могут.

2. В гибридном р-ре отсутствует критичность (самоподдерживающаяся цепная реакция), как явление. Т.е. расплавить наверно можно, если принудительно заставить работать с отключенной циркуляцией охладителя, но это именно надо упорно и целенаправленно стараться.

3. Для параноиков (или японцев) реактор изначально проектируется с большой (открываемой сверху) цистерной поверх купола. Даже при полном отключении всех систем мужик с кувалдой (или пиропатрон) выбивает пару клинов и далее вода поступает самотеком. Когда кончится (через пару дней), в цистерну сверху просто забрасывается шланг.

4. Иран сделает ЯО и так, к сожалению у них на это хватает и ученых и желания. А благодаря п.1 у них на это хватает еще и денег.
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
"Очень даже какие" но "не при сегодняшних ценах на нефть и обогащенный уран" - это на сегодняшний день таки никакие, как я и говорил :-)

А за детали спасибо. О гибридных реакторах я вообще не слышал.

4. То что Иран сделает и так, это же не довод. Все равно им палки в колеса ставят по-максимуму. Один stuxnet чего стоил, а взрыв на ракетной базе? Будут их дожимать до последнего, а потом либо ударят (если яиц хватит) либо не ударят (вроде к тому идет к сожалению)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Прямо на сегодняшний - нет. :) В Германии сейчас даже абсолютно исправные атомные станции массово закрывают под давлением зеленых. Зомбированные быдломассы рефлекторно срут напалмом от любого упоминания ядерных реакций, даже, кто не представляет, что это такое. Какой тут в пизду может быть термояд?
С другой стороны ты же видишь, что цены даже на сегодняшний день скачут от каждого взрыва и пука, как раненая в жопу рысь. Сие какбе намекает, что песец не за горами. Может трухлявая система простоит еще 5 лет, может 10...
Но физика тут уже ни при делах.


Боюсь, что очень даже довод. Ограничения на ТЯЭ и ЯЭ очевидно и наглядно не обеспечивают нерас-ия ЯО, поэтому нужны более эффективные и внятные методы сдерживания. Прятание головы в унитаз, равно как и оттягивание кота за яйца, ничего, кроме вреда, не даст.
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
Согласен, что если будет жопа в смысле цен на нефть или уран, то к этому вернутся. Если через несколько лет начнутся массовые веерные отключения электричества из-за нехватки станций - начнуть строить ядерные как миленькие, никуда не денутся. Альтернативы то нет.

Ограничения на ТЯЭ и ЯЭ сдерживают нераспространение, но полностью его естественно не обеспечивают. Иначе было бы уже у всех.

"эффективные и внятные методы сдерживания" - это да. Но боюсь, когда до этого додумаются, будет уже поздно. Как бы поздно наносить массированый удар, когда у противника есть ядерные боеголовки и средства доставки... С Ираном уже остается совсем мало времени, у штатов не хватает яиц, а у Израиля даже если хватит - но мешают штаты, а главное - может не хватить возможностей. Иран зарылся глубоко, и даже последние американские bunker busters могут не пробить. Хотя по-моему если хорошо зарыть, завалить вцоды и вентиляцию и повторять при необходимости - то необязательно полное разрушение подземной цели. Чем она глубже - тем длинее и сложнее для восстановления туннель. Ну и ракетные базы накрыть тоже несложно. Одну уже подорвали изнутри...
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Ну сдерживают Латвию, Вьетнам, Аргентину и даже прости Г-ди, суверенную Монголию. А вот Иран, и Сев. Корею и Пакистан, как мы наблюдаем, нихера не сдерживают. В пизду такое сдерживание, скажу я вам!


> Но боюсь, когда до этого додумаются, будет уже поздно.

С другой стороны, нельзя не отметить очевидные позитивные стороны:

1.) Чем сильнее мы засрем планету (особенно радиоактивно), тем выше будет мотивация для освоения космоса. Гибридный реактор, например прекрасно может работать и на Марсе.
2.) Тем меньше вероятность вторжения инопланетян. Связываться с радиоактивными отморозками дураков нема.
3.) Мы, наконец на пути к эффективному решению проблемы перенаселения.
4.) Наконец-то хомячки отвлекутся от своего глобального потепления, айфончиков и ГМО-нанизма. Культура и наука расцветут.
From: [identity profile] moebiuscat.livejournal.com
Позитивом ты меня убил. С таким позитивом и негатив не нужен :-)

Date: 2011-10-20 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
В прошлом году я почитав статьи Носеры и посмотрев его выступление на YouTube, настолько впечатлился, что даже решил подать к нему на постдока. Тематика далека от моей, но интересно и перспективно. Профессор ответил, что позиций нет (причем бумажным письмом).

Круто будет, если ему удастся осуществить всё то, о чем болтает.

Date: 2011-10-21 01:04 am (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Он в беседе с пиэйчдишниками сказал, что постдоков с недавнего времени вообще не берёт. Бестолковые они мол (я с ним согласен - по себе знаю :))

Date: 2011-10-21 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] zloradskij.livejournal.com
Кстати, эта штукенция с расщеплением воды очень хорошо сочетается с ТЯ. Т.к. немалая часть энергии выделяется в форме тепла и X-rays. И полезная утилизация последних является серьезной проблемой. Если же есть катализатор (даже в оптич. диапазоне), то напрашивается использовать люминофор и поиметь одновременно охлаждение и кучу водорода.

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 21st, 2026 07:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios